Пушки для Беринга и большие морские бомбометы: как Урал вооружал русский флот
Пять историй об уральских заводах, которые вы могли не знать
Когда речь заходит об Урале, первое, что приходит в голову – горы и, почему то, покосившиеся домики с крошечными завалинками в позабытых деревнях.

Никто не вспомнит про воду – здесь реки маленькие, приземистые. Они не сравнятся с «большой водой» Волги или Оки. По Исети или ее сестре Каменке вряд ли когда-то будут ходить большие суда. Максимум рыбацкие лодочки или барки гордо проплывут, да экскурсионный пароходик прогудит в тишине.

Тем удивительнее то, что местные заводы всегда помогали уральскому флоту. Стремилась и стремится уральская душа к большой воде.

Первый уральский металлургический завод появляется на реке Нейве в 1701 году.
Пушки для Беринга
Первым заказом уральским заводам на морскую артиллерию можно считать отливку пушек для Второй Камчатской экспедиции.

Экспедиция, продолжавшаяся с 1733 по 1734 годы, внесла колоссальный вклад в изучение Сибири, Дальнего Востока, Северного Ледовитого океана и доказала, что Евразию и Северную Америку разделяет пролив. Пролив называют в честь легендарного мореплавателя Витуса Беринга, который возглавляет экспедицию.

В 1733 году, в самом начале экспедиции, Беринг лично обращается к основателю Екатеринбурга генерал-лейтенанту Вильгельму де Геннину с просьбой отлить на казенных и демидовских заводах пушки, ядра, якоря, чугунные и медные котлы для первопроходцев.
Беринг писал: «Требующиеся в Камчатскую экспедицию чугунные пушки, а именно:
3-фунтовые – 24; 2-фунтовые фальконет на вертлюгах – 48 дабы благоволили Ваше высокородие приказать лить при Екатеринбургских заводах…

При отъезде моем из Санкт-Петербурга Адмиралтейской коллегии предлагал, чтоб повелено лить на Демидовых заводах 4-фунтовые, по 16 и 18 пуд. По справке с конторою Адмиралтейской артиллерии показано, что хотя те 4-фунтовые пушки в показанный вес вылить и можно, но действием против надлежащей в стрельбе ядром и в клаже пороху быть не могут…

Что же упомянутые 3-фунтовые пушки – 24, и 2-фунтовые фальконеты на вертлюгах – 48 делаются при Екатеринбургских заводах – тому быть так».

Витус Ионассен Беринг
Фальконет – малая сигнальная пушка. Вертлюг – поворотный механизм
Роджер оказался прав
В XVIII-XIX веках уральские заводы производили для флота в основном листовое железо, сталь и якоря нескольких видов. Заказы поступали от Адмиралтейской конторы.
Адмиралтейств-коллегия – высший орган управления военно-морскими делами в России в 1718—1802 годах. Коллегия подчинялась Сенату, с 1723 года ее структурные подразделения стали носить названия контор. Адмиралтейская контора заведовала верфями, складами, снабжением и оснащением кораблей.
Железо и сталь с Урала перевозили в Тулу, где оно уже превращалось в холодное оружие, пушки и снаряды. Впрочем, иногда поступали и эксклюзивные предложения. Так, в 1752-1753 годы казенные заводы выпустили листовое железо на строительство Николо-Богоявленского собора в Санкт-Петербурге – первого морского собора русского флота.
Крупнейшие заказы на якоря выполняли как на казенных, так и на частных заводах в Невьянске, Нижнем Тагиле, Воткинске и Кушве. Бывало, что потребность в якорях была столь велика, что специально под госзаказ открывали новые производства – в 1766 году на Рождественском заводе Строгановых в Кунгурском уезде Пермской губернии специально выстроили якорную фабрику.

К середине XIX века в производстве якорей начинается революция – флоты отказываются от якорей с прямыми рогами. «Виновником» изменений становится английский морской офицер Роджер, предложивший новое конструктивное решение, которое тут же начинают копировать по всему миру. Шток (поперечная перекладина) становится железным и с квадратным отверстием посередине – это увеличивает надежность якорей. Уральские заводы переходят на выпуск продукции по зарубежной технологии – первым новое производство осваивает Воткинский завод. В год он выпускает 5 – 10 тысяч пудов изделий.

Якорь офицера Роджера.
Прогноз погоды от императора
Новые изменения во флоте и деятельности заводов начинаются после Крымской войны
1853 – 1856 годов, которая завершается для Российской империи провалом.

Многие страны отказываются от гладкоствольного оружия в пользу нарезного, а парусный флот начинает вытеснять паровой броненосный. Например, во Франции выходит закон, который в один день вычеркивает из списков боевых флотилий все корабли, не имеющие машины.

Уже во время войны появляются морские заградительные мины, в военных целях начинают использовать телеграф и возникает практика постоянного прогноза погоды. «Спасибо» за это стоит сказать шторму, который разыгрался 14 ноября 1854 года у побережья крымского города Балаклава. Узнав о понесенных потерях – 60 британских и французских кораблей – император Франции Наполеон III лично отдает указание ведущему астроному страны Урбене Жану Жозефу Леверье создать эффективную службу прогноза погоды.

Леверье обратился с просьбой к знакомым европейским ученым прислать ему сводки о состоянии погоды в период с 12 по 16 ноября. Когда сводки были получены и данные нанесли на карту, стало ясно: шторм у Балаклавы можно было предвидеть заранее. Спустя всего пару месяцев Леверье составил первую карту погодной обстановки, сформированную по данным, полученным в реальном времени.
Война, доказывая неэффективность чугунной артиллерии, сказывается на ассортименте уральских заводов. В 1860 году Князе-Михайловская фабрика Златоустовского завода начинает выпускать стальные пушки. А Гороблагодатские заводы (в районе Пышмы и Верхней Туры), которые многие годы специализировались на выпуске чугунных ядер, к концу XIX века начинают делать стальные снаряды.
Следующих крупных заказов для русского флота уральским заводам придется ждать несколько десятилетий. За это время российскую монархию сменит власть Советов, место

Андреевского флага на кораблях займет полотнище с красной звездой, серпом и молотом, а частные заводы будут национализированы в пользу государства.

БМБ – большие морские бомбометы
С созданием в Свердловске новых заводов советский флот начинает получать передовое оборудование. Например, Уралмашзавод выпускает коленчатые валы – довольно сложные детали для кривошипно-шатунных механизмов кораблей. В свою очередь Уралэлектротяжмаш специализируется на «электричке», Турбомоторный завод делает ставку на выпуск дизельных двигателей.

В 1947 году завод № 9 (артиллерийское подразделение Уралмашзавода) получает крупный заказ на производство вооружения против подводных лодок. Сначала тут изготавливают простейшие бомбометы БМБ-1 и БМБ-2 («БМБ» - «большие морские бомбометы») с дальностью стрельбы в 40, 80 и 120 метров.
Бомбомёт — вооружение, предназначенное для сбрасывания глубинных бомб. С помощью бомбометов корабли боролись с подводными лодками и противоторпедной обороной. В 1942 году в Британии была начата реализация проекта комплекса Squid – «Кальмар». Первым носителем бомбомета этого типа в мае 1943 года стал эсминец HMS Ambuscade (D38), а первая серийная пусковая установка была смонтирована на корвете HMS Hadleigh Castle (K355), принятом в строй в сентябре того же года. За годы Второй мировой войны комплексы «Кальмар» уничтожили 13 немецких субмарин.

Во второй половине 1950-х годов завод №9 переходит на кратковременный выпуск более современной системы реактивно-бомбовой установки РБУ-2500 («Смерч-1») с дальностью стрельбы 2500 метров. С 1958 года завод начинает выпускать сложные реактивные бомбометы РБУ-6000 («Смерч-2»), а затем РБУ-1000 («Смерч-3»).

С 1960 года ОКБ-9 Уралмашзавода, а затем машиностроительный завод им. Калинина были заняты проектированием ракетного противолодочного комплекса «Вьюга». Итогом многолетней работы стал выпуск ракеты 81Р, которой вскоре были вооружены самые современные подводные лодки проекта 671РТ «Семга». Спустя несколько лет на смену «Вьюге» придут более современные комплексы «Водопад» и «Ветер», разработанные конструкторским бюро «Новатор».

Один из самых заметных заказов завода им. Калинина тех лет связан с созданием крылатой ракеты с подводным стартом. Эта ракета получила наименование 3М-10 и вошла в комплекс подводного базирования 3К-10 «Гранат», который был предназначен для решения оперативно-стратегических задач.

РБУ-6000 («Смерч-2») оборудована 12 стволами, а в каждой бомбе находится более 23 кг взрывчатого вещества. Предназначается для уничтожения подводных лодок и атакующих торпед противника.
Поправить прицел «Мурены»
С середины XX века Свердловск становится главным в СССР центром по созданию систем управления баллистическими ракетами для подводных лодок. Уже после Великой Отечественной войны ради этого на заводе № 626 создают секретное конструкторское бюро, которое спустя несколько лет становится основой для создания Союзного научно-исследовательского института автоматики и опытного завода при нем.
В рамках советского проекта 941 была создана самая большая подводная лодка в мире – «Акула». Ее параметры впечатляют даже сейчас: длина в 172, 8 метра, ширина в 23,3 метра и высота, равная девятиэтажному зданию. В отличие от подлодок проекта «Огайо» ВМФ США, советская «Акула» обладала большей прочностью – судно может ломать лед толщиной в 2,5 метра. Сейчас в составе российского флота продолжает нести службу одна из таких лодок, которая носит имя «Дмитрий Донской».
Именно тут разрабатывают советские системы управления для оперативно-тактических и баллистических ракет средней дальности. Прорывом ученых становится создание первого в мире ракетного комплекса, стартующего из-под воды. Боевые системы подлодок и кораблей ВМФ СССР получают цифровые вычислительные машины, придуманные и созданные в Свердловске. Впервые в мировой практике создаются системы управления с астрокоррекцией и коррекцией с помощью навигационных спутников Земли и системы, обрабатывающие информацию о рельефе местности. Инновационное оборудование появляется на подводных лодках класса «Мурена», «Дельта-4» («Дельфин») и «Акула».
Особая благодарность игре World of Warships за поддержку и предоставленные материалы.